Зачётное сочинение
Расскажу о том, как получить допуск к ЕГЭ,
владея магией "зачётного" сочинения
Время
На итоговое сочинение даётся
3 часа 55 минут. Этого более чем достаточно при качественной подготовке.
Темы
Точный список тем станет известен за 15 минут до начала экзамена и будет состоять из 5 тем (по одной на каждое направление).
Срок сдачи
День написания итогового сочинения 1 декабря 2021 г.
Есть возможность пересдачи.
Знание — сила...
А знание критериев и секретов декабрьского сочинения —
это суперсила, которой я помогу вам овладеть.

☯ Минимальный объем работы — 250 слов,
норма — 350 слов, полет фантазии не ограничен,
но больше 500 слов писать точно не стоит
Наличие литературных примеров обязательно
100% оригинальность — если эксперт заподозрит,
что фрагмент взят из другого источника, то сочинение не проверяется.

Если данные условия соблюдены, работа проверяется по следующим критериям, первые два из которых основные.
Критерии оценивания
Формула зачёта = критерии №1 и №2 (обязательные) + критерии №3, №4 или №5 (минимум один)
1
Соответствие теме
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Вы рассуждаете на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, ответ на вопрос, поставленный в теме, или размышление над предложенной проблемой, или построение высказывания на основе тезиса и т.п.). «Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
2
Аргументация
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции. Вы строите рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы; показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
3
Композиция
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Вы аргументируете высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами. «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
4
Качество речи
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Точное выражение мыслей, использование разнообразной лексики и различных грамматических конструкций, при необходимости уместное употребление терминов, отсутствие речевых штампов. «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
5
Грамотность
Критерий позволяет оценить вашу грамотность. «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более 5 ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Знакомство со структурой сочинения или
как не испугаться чистого листа
Я предлагаю вам самый простой и удобный формат
построения текста из четырёх абзацев.
Вступление
Вступление вводит в круг рассматриваемых проблем.
а) объяснение ключевых слов темы или цитаты без ответа на вопрос;
б) формулировка вопроса темы, на который будут даны ответы далее.
Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
Аргумент №1 и аргумент №2
Каждый аргумент пишется в отдельном абзаце и состоит из четырёх элементов:
1. Тезис — ответ на вопрос, заданный во вступлении. Для каждого аргумента пишем свой тезис, который будет подтвержден примером из литературного произведения.
2. Обращение к литературному произведению называем автора и произведение, его жанр.
3. Интерпретация обращаемся к сюжету произведения, конкретному эпизоду или рассуждениям рассказчика, характеризуем героя(-ев), комментируем и анализируем произведение, исходя из логики: как это помогает мне аргументировать ответ на вопрос, данный в тезисе?
Почему нельзя просто написать: «Герой пошёл туда и сделал то..?»
Потому что иначе получится уже не анализ, а простой пересказ.
4. Микровывод завершает только одну из микротем, нужен для логичности и связности текста. В этой части мы формулируем основную мысль упомянутого произведения и обращаем внимание на то, как приведенный аргумент соотносится с нашим тезисом и доказывает его.
Заключение
В выводе мы подводим итог нашим рассуждениям. Перед написанием заключения нужно перечитать вступление и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением. Вступление и заключение должны быть логически связаны! Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении в конце аргументов. Пафосные лозунги типа и глаголы 2 -го лица: «берегите» , «уважайте» , «помните» лучше не использовать. Ограничьтесь формами «нужно» , «важно» и т. д.
Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.

Клише для написания сочинения
1
Вступление
Вступление (без ответа на вопрос)
Наверное, каждый человек хотя бы раз задумывался над тем, что значит...
Я думаю, что ... — это ...
Сегодня мы понимаем, что...
Вопрос:
Отсюда возникает вопрос: ...
Невольно напрашивается вопрос: ...
2
Основная часть. Аргументы
Тезис (ответ на вопрос)
На мой взгляд, ...
Я полагаю, что ...

Обращение к произведению (переход, связка)
Так, в произведении…
Проблема (такая-то) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).
Вспомним героя повести… (автор, название).
Обратимся к произведению… (автор, название).

Интерпретация произведения или его фрагмента
Автор повествует о…
Этим рассказом/эпизодом автор доносит следующую мысль…
Писатель обращает внимание…
На примере жизни этого персонажа мы можем видеть, что…
Этот поступок героя говорит о ...
Автор показывает, к каким последствиям привело...

Микровывод
Писатель полагает, что…
Тем самым, автор показывает…
Таким образом, автор хочет донести мысль о…
Из этого следует...
3
Заключение
Подводя итоги вышесказанному, отмечу, что…
Таким образом, мы приходим к выводу: ...
В заключение хотелось бы сказать, что…
Таким образом, привлеченные литературные произведения помогают убедиться в...
ТЕЗИС
Формулировка тезиса зависит от того,
как звучит тема сочинения.
  • Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то ТЕЗИС – это ОТВЕТ на вопрос.
  • Если тема сформулирована в виде "Согласны ли вы с высказыванием ...", то ТЕЗИС — это обязательно выражение СОГЛАСИЯ (или НЕСОГЛАСИЯ) с высказыванием и объяснение причины.
  • Если тема сформулирована в виде высказывания, то ТЕЗИС – это РАСШИФРОВКА высказывания.
сЕКРЕТЫ ЭКСПЕРТА
Табу в сочинениях
Список слов, которые лучше не употреблять в сочинениях, если вы действительно хотите набрать максимальный балл.
Лишние слова:

– в своём тексте автор, данный текст
– видим весь трагизм ситуации
– передал всю ту атмосферу войны
наш герой, лично для меня
– писатель нам показывает
– любовь это когда ...
– главное просто не ошибаться
– нельзя употреблять слова также, но, ещё, потому что в начале предложений или абзацев
гениальный автор, великолепный роман,
чудесное произведение и т. д.
Слова, подлежащие замене:

– мужчина, женщина, девушка, парень / герой, героиня
– его вторая половинка / его возлюбленная
надо это сделать / нужно это сделать
– он ушел, ведь было поздно / .., так как было поздно
множество людей / многие люди
не могу не согласиться / я согласен
хоть какая-то есть / хотя бы какая-то есть
сильно жалеют / очень жалеют
по итогу / в итоге
вправду / правда
Направления 2021-2022 учебного года
Официальный комментарий ФИПИ

Человек путешествующий:

дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.


Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.


Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Книга (музыка, спектакль, фильм)

— про меня

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Цивилизация и технологии

— спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Преступление и наказание

— вечная тема

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Кому на Руси жить хорошо?

— вопрос гражданина

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Аспекты направления и примерные темы
1. Путешествия
  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Какие города России Вы хотели бы посетить и почему?
  • Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»?
  • Какие страны наиболее интересны для путешественника и почему?
  • Согласны ли Вы с утверждением Леонардо Да Винчи «Познание стран мира – украшение и пища человеческих умов»?
  • Согласны ли Вы с тем, что путешествовать — значит развиваться?
  • Какие качества необходимы для путешественника?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
  • Для чего люди путешествуют?
  • Как путешествия помогают познавать себя?
  • Может ли путешествие изменить мировоззрение человека?
2. Смысл жизни, жизненные цели, бесцельное существование, место в жизни
  • Что человек ищет на своем жизненном пути?
  • Куда ведет жизненный путь человека?
  • Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям?
  • Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»?
  • Можно ли идти к цели «по головам»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»?
  • Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»?
  • Что мешает человеку двигаться вперед?
  • Согласны ли вы с тем, что человек должен находиться в постоянном поиске?
  • Почему некоторые люди не могут найти своё место в жизни?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Жизнь прожить – не поле перейти»?
  • Как вы понимаете выражение: «Дорогу осилит идущий»?
3. Жизненный путь. Дороги, которые мы выбираем
  • Как определить свой путь в жизни?
  • Каждый ли человек может найти свой жизненный путь?
  • Как меняется характер человека на протяжении жизни?
  • Как Вы понимаете выражение «по кривой дорожке»?
  • Как не потерять свою дорогу в жизни?
  • Как не сбиться с жизненного курса?
  • Что означает фраза «сбился с пути»?
  • Что направляет человека на жизненном пути?
  • Согласны ли Вы с тем, что лишь тот, кто странствует, открывает новые пути?
  • Дорога к счастью — какая она?
  • Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?
  • Как вы понимаете высказывание Г. Торо: «Никто ещё не заблудился, следуя своему внутреннему голосу»?
  • Что значит «идти своей дорогой»?
Рекомендованная литература для аргументов по
направлению "Человек путешествующий"
1
О. Генри
"Мишурный блеск"
Рассказ о бесцельном существовании, лицемерии, праздности.
2
Б.Полевой "Повесть о настоящем человеке"
Повесть о судьбе летчика Алексея Мересьева, который вернулся на фронт после ампутации ног.
3
А.П. Чехов "Скрипка Ротшильда"
Рассказ о смысле жизни, об истинных и ложных жизненных ценностях.
4
А.П. Чехов "Человек в футляре"
Ограниченность завела героя в нравственный тупик: он не имел смысла жизни и существовал по инерции. Бесцельно прожитая жизнь.
5
М.Е. Салтыков-Щедрин "Премудрый пискарь"
Сатирическая сказка, осмеивающая трусливых людей, которые всю жизнь проживают в страхе, так и не сделав ничего полезного.
6
И.А. Гончаров
"Обломов"
Роман о пустом, бесцельном существовании. Отсутствие смысла жизни.
7
М.М. Пришвин "Путешествие"
Рассказ о ценности путешествий, о том, что такое "свободное путешествие".
8
В.Г. Короленко "Слепой музыкант"
Рассказ о счастье, поиске смысла жизни, жизненных испытаниях.
9
И.А. Бунин "Господин из Сан-Франциско"
Рассказ о том, что все обесценивается перед фактом смерти. Человеческая жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее напрасно.
10
А.Грин
"Зеленая лампа"
Рассказ о том, что судьба человека определяется его поступками; надежда и целеустремленность; умение прощать и оставаться человеком.
11
О. Генри
"Последний лист"
Рассказ о роли надежды в нашей жизни и важности борьбы за свою жизнь.
12
Рэй Бредбери
"И грянул гром"
Рассказ о том, как одна ошибка меняет будущее, об «эффекте бабочки».
13
Чарльз Диккенс
"Рождественская история"
Повесть о старике Эбинейзере Скрудже, который сумел переосмыслить свою никчемную жизнь и изменить судьбы людей в лучшую сторону.
14
Д.С. Лихачев
"Письма о добром и прекрасном": Письмо 29 "Путешествуйте!" / Письмо 5 "Смысл жизни" / Письмо 6 "Цель и самооценка" / Письмо 42 "Уметь заметить красоту наших городов и сел"
Названия писем говорят сами за себя. Эта книга обязательна к прочтению полностью.
15
М. Горький
"Старуха Изергиль"
Легенда о Данко, отважном юноше, который спас людей ценой собственной жизни.
16
Р. Матесон
“Кнопка, кнопка”
Рассказ о выборе и его последствиях.
17
К.Г.Паустовский
"Телеграмма"
Нельзя забывать своих близких и равнодушно относиться к ним.
18
Э. Форстер
"По ту сторону изгороди"
Непростой рассказ о смысле жизни, жизненном пути. Чтобы понять, читать минимум дважды.
19
А.П. Платонов "Юшка"
Рассказ о доброте, самопожертвовании, ценностях в жизни и многом другом.
20
М.А. Шолохов
"Судьба человека"
Война, сила духа человека, поиск жизненного смысла.
21
М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени"
Роман о трагедии незаурядной личности, так и не сумевшей найти своё место в жизни.
22
О. Генри "Дороги, которые мы выбираем"
Рассказ о том, что «дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет выбирать дорогу».
23
Дж. Лондон "Любовь к жизни", "Сказание о Кише", "Мужество женщины"
Рассказы о силе духа, которая так нужна в пути.
24
А.И. Куприн "Гранатовый браслет"
Желтков: отказ быть собой и искать свой путь в жизни.
25
В. Франкл "Сказать жизни "Да": психолог в концлагере"
Книга о поиске смысла жизни.
26
М. Веллер "Приключения майора Звягина"
Книга о том, что все проблемы в жизни решаемы.
27
Дж. Лондон "Мартин Иден"
Становление человека в обществе, саморазвитие.
28
Элизабет Гилберт "Есть, молиться, любить"
Роман о путешествии в поиске самого себя. Можно посмотреть хороший фильм по этой книге.

Преступление и наказание — вечная тема

Аспекты направления и примерные темы
1. Преступление и оправдание. Справедливость. Прощение. Месть
  • Всегда ли за преступлением следует наказание?
  • Бывают ли ситуации, в которых преступление может быть оправдано?
  • Согласны ли вы с тем, что за каждое преступление человек должен понести наказание?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
  • Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
  • Какие преступления нельзя прощать?
  • Может ли справедливость быть жестокой?
  • Может ли преступник исправиться?
  • Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
  • Согласны ли вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
  • Месть — это преступление или восстановление справедливости?
  • Может ли преступление быть справедливым?
  • Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Какое преступление никак нельзя оправдать?
  • Может ли преступление иметь законное основание?
  • Согласны ли вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
2. Совесть и стыд
  • Для чего человеку нужна совесть?
  • Каждый ли человек может испытывать муки совести?
  • Как вы понимаете высказывание философа Сенеки: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы»?
  • Что сильнее: закон или совесть?
  • Почему Ф.М. Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке?»
  • Легко ли всегда поступать по совести?
  • За какие поступки человеку бывает стыдно?
  • Какие границы переступать нельзя?
  • Почему нельзя преступать нравственный закон?
  • Какое наказание для преступника является самым страшным?
3. Раскаяние, чувство вины
  • Как вы понимаете слова Аристотеля: «Не способный к раскаянию неисцелим»?
  • Как вы понимаете слова Р. Раскольникова: «Я ведь не старушонку убил, я себя убил!»
  • Почему говорят, что мы раскаиваемся не только в плохих, но и в хороших делах?
  • Чувство вины — это хорошо или плохо?
  • Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
  • Как вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
4. Причины преступлений
  • Что толкает людей на преступления?
  • Почему люди становятся преступниками?
  • Как бороться с преступностью в обществе?
  • Жестокость по отношению к животным — это преступление?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Что мешает человеку преступить закон?
5. Ответственность, выбор, последствия
  • Почему важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор?
  • Как вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
  • Как вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
Рекомендованная литература для аргументов по
направлению "Преступление и наказание"
1
Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание"
В этом романе, пожалуй, можно найти все, что нужно по данному направлению.
2
Л.Н. Андреев "Мысль"
Рассказ о докторе, который убивает своего друга и хочет остаться безнаказанным, притворившись сумасшедшим, но в итоге сам сходит с ума.
3
М.П. Девятаев "Побег из ада"
Подвиг летчика, который сумел угнать самолет из фашистского концлагеря.
4
А. Грин "По закону"
Рассказ о конфликте между законом юридическим и нравственным, проблема милосердия и сострадания.
5
А.П. Чехов "Злоумышленник"
Рассказ о мужике, искренне не осознающем масштабы своего преступления. Незнание законов не освобождает от ответственности.
6
Дж. Лондон "Мужество женщины"
Рассказ о том, когда все же можно оправдать убийство.
7
В.Ф.Тендряков
"Хлеб для собаки"
Володя Тенков - сострадание к людям, отзывчивость, совесть.
8
Н.В. Гоголь
"Тарас Бульба"
Повесть о Тарасе Бульбе, убившем сына-предателя. Справедливость и любовь к Родине.
9
Проспер Мериме "Маттео Фальконе"
Новелла о человеке слова и чести, который для восстановления справедливости убил любимого сына, чтобы смыть позор его кровью.
10
Л. Андреев "Предстояла кража"
Рассказ о человеке, который собирается совершить крупную кражу, а быть может, убийство, но останавливается и согревает замерзающего щенка. Борьба света и мрака в душе героя.
11
А.Грин
"Зеленая лампа"
Джон Ив и Стильтон. Судьба человека, определяемая его поступками; надежда и целеустремленность; умение прощать и оставаться человеком.
12
О. Генри "Родственные души"
История вора и хозяина дома, которые разговорились и неожиданно сблизились на почве общего недуга.
13
А.Н. Островский "Бесприданница"
Карандышев - завышенная самооценка, неспособность к познанию себя, завистливость, месть, убийство.
14
Ги де Мопассан
"Пышка"
Про среду, про лицемерие и про отношения между разными классами. 
15
А.П. Платонов "Юшка"
Простить других можно, только если у тебя доброе сердце. Любовь к людям.
16
М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”
Причины конфликтов. Последствия выбора.
17
Р. Матесон
“Кнопка, кнопка”
Проблема выбора, алчности, непонимание последствий своих действий.
18
М. Горький
"Старуха Изергиль" и "Легенда о Ларре"
Данко - любовь к людям, самоотверженность.
Ларра - преступление, наказание за гордыню.
19
К.Г.Паустовский
"Телеграмма"
Равнодушие как преступление.
20
В.Г. Распутин
"Последний срок"
Черствость, эгоизм. Равнодушие как преступление.
21
А.С.Пушкин
"Моцарт и Сальери"
Сальери - зависть к таланту Моцарта, гений и злодейство несовместимы. Убийство сложно оправдать.
22
Чарльз Диккенс
"Рождественская история"
Пробуждение совести, осознание последствий своего выбора.
23
Х.К.Андерсен
"Девочка со спичками"
Жестокость и равнодушие общества.
24
А.П.Чехов
"В аптеке"
Убийственное равнодушие провизора.
25
О.Генри
"Дороги, которые мы выбираем"
Нельзя оправдывать свой выбор обстоятельствами или влиянием других, все зависит только от качеств самой личности.
26
Д.С. Лихачев "Письма о добром и прекрасном": Письмо 1 "Большое в малом" / Письмо 10 "Честь истинная и ложная" / Письмо 25 "По велению совести"
О "Преступлении и наказании", о совести и чести.
27
О. Уайльд "Портрет Дориана Грея"
В центре романа – конфликт всего прекрасного и безобразного, что есть в каждом человеке. И лишь от самого человека зависит, какая сторона одержит победу.
28
Б.Л. Васильев "Не стреляйте белых лебедей"
Егор Полушкин и Федор Ипатыч - два противоположных отношения к природе, окружающему миру: созидательный и утилитарный.
29
Харпер Ли "Убить пересмешника"
Адвокат Аттикус Финч защищал невиновного в преступлении чернокожего, но суд присяжных приговорил его к смертной казни. Том не вынес несправедливости и погиб при попытке бежать из тюрьмы.
30
Стивен Кинг "Зеленая миля"
Темнокожий Джон Коффи, осуждённый на смертную казнь за совершённое другим убийство, обладает даром исцеления. Он излечивает от рака жену начальника тюрьмы, но это не избавляет его от казни. "Они убивают чудо Божье..."
Алгоритм итогового сочинения

1. Для начала определяемся с темой, на которую найдутся подходящие литературные аргументы.

2. Пишем небольшое вступление (2-3 предложения, раскрывающие суть ключевых понятий темы),

НО БЕЗ ОТВЕТА НА ВОПРОС. Иначе это будет логическая ошибка.

3. Пишем вопрос темы, на который собираемся отвечать, ИЛИ если тема начинается с "согласны ли вы...", то соглашаемся или не соглашаемся с утверждением, объясняя причину свое согласия/несогласия.

4. Формулируем тезисы. Их всегда два. Помним, что подобрать тезис под аргумент легче, чем пытаться притянуть аргумент к тезису! Продумываем структуру аргументов и фиксируем их на черновике.

5. После написание аргументов перечитываем вступление и тезисы, чтобы сделать логичный вывод.

6. Обязательно проверяем сочинение и ПЕРЕЧИТЫВАЕМ! Исправляем допущенные речевые, грамматические, пунктуационные и орфографические ошибки. Считаем количество слов: их должно быть не менее 250, а в идеале пишем 300-350 слов.

Самый главный секрет успешного итогового сочинения –

это регулярная практика. Чем больше сочинений

вы напишите, тем легче будет на экзамене.

Привыкайте писать. И привыкнете думать.

Савинова Яна Сергеевна – преподаватель русского языка и журналистики, эксперт ЕГЭ по русскому языку и литературе.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website